24.03.2016 | Cеминар на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сюжетно ролевых играх

«Игра – это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование
их и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
 Л. С. Выготский

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, иметь представление о развивающем значении ролевой игры хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уро¬вень ее сформированности у своих воспитанников, 24 марта 2016 года в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 22 «Зезаг» г.Грозный, был проведен семинар на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сюжетно ролевых играх.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Для практики на семинар мы пригласили старших воспитателей со всех государственных садов г.Грозный.
Семинар был проведен с детьми среднего возраста. Поэтому тему организации сюжетно-ролевой игры мы рассматривали для средней группы.  Для сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности.

В ходе семинара, воспитанники средних групп продемонстрировали 3 игры:
1.    «Поликлиника»- в руководстве воспитателя - Абдулсаламовой С.С.
2.    «Магазин»- в руководстве воспитателя - Сатаевой Э.А.
3.    «Парикмахерская»- в руководстве воспитателя- Салтахановой З.Ш.

Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности.